ОТ ПРАВ ГРАЖДАНИНА К ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
ОТ ПРАВ ГРАЖДАНИНА К ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
Впервые понятие «права граждан» появилось в Древней Греции. Они были не только провозглашены, но и существовали де-юре и де-факто. Именно права граждан, но не права человека. А гражданами тогда было меньшинство населения. Чужеземцы и рабы в эту категорию не входили. Зато граждане Афин имели такой статус, который невольно вызывает зависть. Гражданские права в Греции были неразрывно связаны с личностным началом в хозяйственной и собственной жизни, с устройством греческих городов со своей демократией, свободой, утвердившейся в форме прямого народовластия. Расцвет их — в Афинах V ст. до н.э. Раз в месяц в Афинах проходило народное собрание, в котором участвовали все граждане, любой из них мог высказать свое мнение. Решения принимались большинством. Все государственные должности замещались по жребию — этим затруднялись интриги, политиканство. Только стратеги (военачальники) избирались прямой подачей голосов и переизбирались через год. Судебные дела разбирались присяжными.
Афинская демократия реально отражала волю демоса в целом (благодаря прямой подаче голосов) и каждого гражданина в отдельности. Механизм народовластия был четко отработан. Хотя в Афинах не было ни писаной конституции, ни основных нерушимых законов, реальная демократическая конституция была защищена четким контролем за должностными лицами, над всеми органами власти. Любой гражданин мог заявить под присягой (до или после народного голосования), что он возбуждает обвинение в «противозаконности» против инициатора законодательного предложения. Решение народного собрания приостанавливалось до вынесения судебного приговора. Обвиняемого могли (если вина доказана) осудить на разного размера штрафы или даже приговорить к смерти. Это была судебная защита конституции с предоставлением обвинительной инициативы частным лицам.
Афинская демократия не довольствовалась лишь частой сменой должностных лиц (избираемых на один год). Они находились под постоянным контролем предварительных проверок, последующих отчетов, возможных судебных процессов. Со времени Перикла (V в. до н.э.) дела о нарушении закона должностными лицами стал разбирать Совет пятисот, следивший за деятельностью финансовых чиновников, привлекавший их к ответственности в случае злоупотреблений и налагавший наказания. Но и любой гражданин мог обратиться в совет с обвинением против любого должностного лица в несоблюдении законов. Частным лицам предоставлялосьправо выдвигать обвинения и против бывших чиновников.
Налицо — разделение властей, обеспечивавшее соблюдение правгражданина.
При всей значимости прав в Древней Греции их нельзя назвать правами человека. Права эти существовали не потому, что признавались свойствами любого человека. Они вытекали из Представлений об особых свойствах свободных людей (не рабов и не варваров) и были неразрывно связаны с государственным устройством. Пожалуй, наиболее типичные взгляды на человека, Государство, свободу изложил Аристотель (384—322 гг. до н.э.). По Аристотелю, государство обязано заботиться о свободных гражданах, а не рабах. Поэтому и правами граждан обладали только свободные люди. Были и более жесткие высказывания. Так, Платондаже говорил о расе господ и расе рабов. Была и борьба с инакомыслящими.
И все же отдельные мыслители, к примеру Софокл в трагедии • Антигона», приближались к тому, чтобы заявить и о правах человека. Несмотря на запрет царя хоронить изменника, Антигона похоронила брата, заявляя, что закон, в силу которого возможен такой запрет, противоречит совести. Она выполнила Закон Неба, несмотря на то, что и народ требовал подчиниться царю. Тем самим в трагедии указано на независимое от государства право — право похоронить брата.
Чтобы понятие «права гражданина» сменилось представлением о правах человека, требовалось другое мировоззрение, в контексте которого человек стал бы выше позитивного права, где бы и Софокл и Антигона были правы, а царь и народ согласились бы с ними.
Важный шаг на пути к такому мировоззрению был сделан христианством. Во многом благодаря воздействию реальной христианской эры Европа пошла по пути завоевания прав человека. Впереди других — Англия, история которой, начиная с XIII в., связана с Великой Хартией Вольностей. Как известно из истории, английские бароны потребовали от короля И. Безземельного прекратить злоупотребления властью и утвердить определенные гражданские права и свободы. Король вынужден был принять их условия. В итоге на свет появился документ, состоящий из 49 статей. Это произошло 15 июня 1215 г. Тем самым Великая Хартия Вольностей положила начало трудному пути образования правового государства.
Обратим внимание на ряд статей, имеющих особую принципиальную важность в деле становления идеи прав человека.
«Статья 38. Впредь никакой чиновник не должен привлекать кого-либо к ответу (на суде) лишь на основании своего устного заявления, не привлекая для этого заслуживающих доверия свидетелей.
Статья 39. Ни один свободный человек не будет осужден или заключен в тюрьму, или лишен владения, или объявлен стоящим вне закона, или каким-либо иным способом, и мы не пойдем на него и не пошлем на него иначе как по законному приговору равных ему и по закону страны.
Статья 40. Никому не будем продавать права и справедливость, никому не будем отказывать в них или замедлять их.
История Англии от Великой Хартии до конца XVII в. показала положительные результаты разделения властей на законодательную (парламент), исполнительную (король) и судебную; показала она и важность прав человека для благоденствия общества, блага государства. Во многом именно благодаря этому среди передовых людей Европы и Северной Америки конца XVII в. возобладало умонастроение, которое можно охарактеризовать словами У. Черчилля «возведение на престол человеческих прав». Оно оказалось свойственным прежде всего просветителям: писателям, философам, юристам. Их политическим обоснованием стала школа «естественного права», активно
пропагандировавшая представление о существовании прирожденных, неотчуждаемых прав человека.
Важным представителем этой школы являлся знаменитый философ Дж. Локк (1632—1704)1. Опираясь на английский опыт, он создает в конце XVII в. теорию государства и права, основанную на естественных законах, существующих всегда и одинаково обязательных как для подданных, так и для правителей. При этом он не просто подвел политико-правовое обоснование под английский государственный строй, но одним из первых выдвинул положение о прирожденных правах человека, которыми он считал право на жизнь, свободу и владение имуществом. Почти все сторонники школы «естественного права», как и Локк, находились на позициях Поддержки договорного происхождения, договорной сущности государства. Они считали, что главная его цель — обеспечение неприкосновенности собственности, а главное средство к ее достижению — установление законов.
В XVII—XVIII вв. в Беларуси действовали сторонники «натурального права»: Ф. Скорина, С. Будный, М. Литвин, А. Волон и др2. Так, вслед за Аристотелем и Цицероном Ф.Скорина утверждал, что «всякое цивилизованное житье должно строиться на законопослушании». Он выступал за приоритет права. Мыслитель любил повторять,: «Когда в обществе отсутствует законопослушание и господствует своеволие и беззаконие, то это — общество не людей, а волчья стая».
Школа естественного права XVII—XVIII вв. исходила из первенства естественного права перед позитивным, из приоритета печною закона перед государственным.
В разумно устроенном обществе государственные законы должны соответствовать принципам естественного права. Прирожденные права человека и должны определить выражение этих принципов в действующих нормах позитивного права. Практическое воплощение эти идеи нашли в Северной Америке. История здесь начиналась как бы заново. Не было феодализма, сословий, сословных предрассудков. Из Англии колонисты принесли Принципы Великой Хартии Вольностей, английского законодательства конца XVII в. и правосознание, основанное на уважении к закону и суду. То, к чему в Англии пришли после двух революций, в Америке явилось началом.
Уже в XVII в. американцы чувствовали себя свободными. Когда во время первой английской революции парламент пытался определить политический строй колоний в Новой Англии, законодательное собрание Массачусетса, собравшись в Бостоне, протестовало: «Приказ, присланный из Англии, противоречит нашим правам, обеспеченным хартией… Ваши решения, как бы вы ни превосходили нас, бедных и выросших в дикости мужиков, неприменимы и не пригодны здесь».
И действительно, за океаном создавали свой строй, свое мировоззрение, в котором сложно переплетались пуританство, учение просветителей XVII—XVIII вв., реалистическое мышление, предприимчивость и воля к борьбе.
В 1774 г. в Филадельфии собрался первый Континентальный конгресс, протестовавший против присылки английских войск и ограничения суда присяжных. После объявления английским правительством военного положения в колониях в Филадельфии собрался второй конгресс, решивший прекратить всякие отношения с Англией (1774 г.). В 1776 г. была провозглашена независимость. Началась американская революция, война за независимость (1776-1783 гг.), в ходе которой родились новые правовые нормы, утвердившие права человека.
В июне 1776 г. конгресс народных представителей штата Вирджиния принял свой Билль о правах, первая статья которого гласила: «Все люди по природе своей в равной мере свободны и независимы и обладают от века правами: правом пользоваться благами жизни и свободы, правом приобретать имущество и владеть оным и правом искать и добиваться счастья».
Через месяц, в июле 1776 г., Континентальный конгресс, на котором присутствовали делегаты 30 североамериканских английских колоний (штатов), принял Декларацию независимости, провозгласившую:
«Мы считаем самоочевидными следующие истины:
- что все люди созданы равными, что они наделены Создателем определенными неотъемлемыми правами, среди которых имеется право на жизнь, свободу и стремление к счастью;
— что для обеспечения этих прав существуют среди людей правительства, осуществляющие свою власть с согласия тех, кем они управляют;
— что, если форма правительства становится гибельной для цели самого своего существования, народ имеет право изменить или отменить ее, учредить новое правительство, основанное на этих принципах, и установить власть в такой форме, какая, по его мнению, лучше обеспечит его безопасность и благоденствие».
В 1786 г. была принята Конституция Соединенных Штатов, в которой последовательно проведен принцип разделения властей в той форме, какую придал ему Ш. Монтескье. В 1791 г. Конституция была дополнена десятью поправками, в своей совокупности известными как американский Билль о правах:
1. Конгресс не должен издавать законы, касающиеся установления какой-либо религии или запрещающие ее свободное вероисповедание, ограничивающие свободу слова или печати или право парода мирно собираться и обращаться к правительству с петициями об исправлении злоупотреблений.
2. Поскольку для безопасности свободного государства необходима хорошо организованная милиция, право народа хранитьиносить оружие не подлежит ограничению.
3. В мирное время ни один солдат не должен помещаться на постой в какой-либо дом без согласия его владельцев; во время Войны это допускается только в порядке, установленном законом.
4. Право народа на охрану личности, жилища, бумаг, имущества от необоснованных обысков или арестов не должно нарушаться. Ордера на обыск или арест не будут выдаваться без достаточных оснований, подтвержденных присягой или торжественным обещанием. Такие ордера должны содержать подробное описание места обыска, а также подлежащих аресту лиц или имущества.
5. Никто не должен привлекаться к ответственности за тяжкое или иное позорящее преступление иначе как по постановлению или обвинению, вынесенному присяжными, за исключением случаев возбуждения дел, касающихся состава сухопутных или морских сил либо милиции в период, когда последняя в связи с Войной или угрожающей обществу опасностью находится на действительной службе; никто не должен дважды отвечать жизнью или телесной неприкосновенностью за одно и то же преступление; Никто не должен принуждаться свидетельствовать против самого себя в уголовном деле; никто не должен лишаться жизни, свободы или имущества вне установленного законом порядка; никакая частная собственность не должна отбираться для общественного пользования без справедливого вознаграждения.
6. Во всех случаях уголовного преследования обвиняемый имеет право на скорый и публичный суд беспристрастных присяжных того штата или округа, где было совершено преступление, причем этот округ должен быть заранее установлен законом; обвиняемый имеет право требовать, чтобы ему сообщили о характере и мотивах обвинения и дали очную ставку с показывающими против него свидетелями; обвиняемый может требовать принудительного вызова своих свидетелей и пользоваться помощью адвоката для защиты.
7. По судебным делам, основанным на общем праве, с суммой иска, превышающей 20 долларов, сохраняется право на суд, и ни один факт, рассмотренный присяжными, не должен подвергаться пересмотру каким-либо судом США иначе как на основе положения общего права.
8. Не должны требоваться непомерно большие залоги, взыскиваться чрезмерные штрафы, налагаться жестокие и необычные наказания.
9. Перечисление в Конституции определенных прав не должно рассматриваться как отрицание или умаление других прав, сохраняемых народом.
10. Полномочия, не представленные настоящей Конституцией Соединенных Штатов и пользование которыми не возбраняется отдельным штатом, остаются за штатами.
Декларация независимости Соединенных Штатов Америки 1786 г., затем Билль о правах 1791 г., который представлял десять поправок к Конституции США, принятой в 1786 г., явились первыми в истории документами, в которых речь шла о правах человека в современном понимании. Что оказалось столь живучим и звучит столь современно до сих пор? Почему? Одна из причин — сочетание реализма Великой Хартии Вольностей, английских правовых актов о правах и свободах с положениями прогрессивной общественной мысли ХУП-ХУШ вв. К. Маркс отмечал роль североамериканцев и французов в «открытии» прав человека, которое дало мощный импульс развитию революционного движения, осознанию трудящимися классами социальной значимости свободы и равенства, а Декларацию независимости назвал «первой декларацией прав человека…»1 Доктор юридических наук Е.А. Лукашева писала: «Декларация Вирджинии и Декларация независимости США дают первое государственное определение прав человека»’.
Оставьте комментарий!
Вы должны быть авторизированы чтобы оставлять комментарии.